Главная Оперы Композиторы Сцены спектаклей Гаэтано Доницетти Фото Статьи

40% бонусы каждую неделю для постоянных клиентов зигзаг казино на сумму до 15 000 рублей

kazin0.name

Платья интернет магазин

Отзывы о качестве товаров в интернет магазинах. Только реальные покупатели

peterburg.belorusskiy-trikotazh.ru

 

Иоланта  П. И. Чайковский (1840-1893)Опера в 1 акте 
Либретто М. Чайковского

Действующие лица 
Рене, король Неаполитанский, граф Прованский (бас) 
Роберт, герцог Бургундии (баритон)
Граф Водемон, бургундский рыцарь (тенор)
Эбн-Хакиа, мавританский врач (баритон)
Альмерик, оруженосец короля (тенор)
Бертран, привратник дворца (бас)
Иоланта, дочь короля Рене, слепая (сопрано)
Марта, жена Бертрана, её кормилица (контральто)
Подруги Иоланты:
Бригитта (сопрано)
Лаура (меццо-сопрано)
Прислужницы и подруги Иоланты, свита короля, войско герцога, оруженосцы.

Действие происходит в горах южной Франции в XV в.

История создания
В феврале 1883 г. в одном из номеров журнала «Русский вестник» была опубликована драма датского писателя Г. Герца (1798-1870) «Дочь короля Рене». Чайковский прочёл её, был очарован поэтичностью и лиризмом и решил написать оперу на этот сюжет. Однако другие замыслы надолго отодвинули его воплощение. По-видимому, окончательное решение сочинить оперу по драме Герца пришло в 1888 г., когда «Дочь короля Рене» (в переводе Вл. Зотова) была поставлена на сцене Малого театра в Москве. В 1890 г. композитор получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактные балет и оперу для постановки в один вечер и предложил «Дочь короля Рене». Либретто оперы написал брат композитора М. И. Чайковский (1850-1916), закончивший работу к апрелю 1891 г. Театральная дирекция рассчитывала получить партитуры оперы и балета к осени, чтобы в следующем сезоне осуществить их постановку, но по просьбе Чайковского срок представления был отложен на год. Тем не менее, за «Иоланту» - так стала называться опера – композитор взялся летом 1891 г. В течение двух месяцев была написана вся музыка, а к концу года закончена оркестровка. 
Премьера «Иоланты» состоялась 6 декабря 1892 г. в Мариинском театре в Петербурге.

Сюжет 
В цветущей долине среди гор южной Франции стоит дворец короля Неаполя и графа Прованса Рене. Здесь король укрывает свою дочь Иоланту, слепую от рождения. Она просватана герцогу Бургундии Роберту, и король Рене надеется излечить её к тому времени, как герцог явится за невестой. Пока же объявлено, что Иоланта воспитывается в Испании, в одном из монастырей. В заботе о душевном спокойствии любимой дочери король запретил говорить при ней о свете, красках, зрении: она не должна догадываться о своём несчастье. Чтобы вернее сохранить тайну, в это укромное убежище нет входа посторонним; тот кто проникнет в сад, окружающий дворец, - умрёт. Много лет удавалось королю сохранять детское неведение дочери, но теперь, когда она повзрослела, её томят неясные подозрения. Откуда кормилица Марта знает, что Иоланта плачет? Ведь она ничем не выдала слёз: её голос не дрожит, её глаз Марта не касалась. Кормилица и подруги успокаивают девушку, она засыпает, и слуги уносят её с террасы в комнату. Король Рене приводит мавританского врача Эбн-Хакиа и с трепетом ждёт его решения. Врач объявляет, что Иоланта должна узнать о своём несчастье, иначе ни какое лечение не поможет. Рене колеблется: ведь врач не может ручаться, что Иоланта прозреет! Сад пустеет. Перед входом появляются два чужеземных рыцаря. Это заплутавшиеся в горах герцог Бургундский и его друг Водемон. Они читают надпись, запрещающую вход, и Водемон убеждает герцога уйти, но тот слишком измучен скитаниями и не боится угроз. К тому же он рад любой задержке в пути: долг призывает его к королю Рене, с дочерью которого он обручён ещё ребёнком, но сердце его отдано Матильде Лотарингской. Водемон поднимается по ступеням террасы и, взглянув в окно, видит спящую Иоланту. Её красота поражает юношу, но герцог подозревает волшебные чары в неестественном дневном сне красавицы. Разбуженная их голосами Иоланта предлагает вина незнакомцам. Герцог предостерегает Водемона и отправляется икать свой отставший отряд. Водемон полон восхищения. Пылкие признания рвутся с его уст, но они непонятны Иоланте: ведь он говорит о красоте, которую видит. Внезапно рыцарь понимает, что очаровавшая его девушка слепа. В неистовом порыве он воспевает лучший из Божьих даров – свет. Возвратившиеся король и врач понимают, что тайна, так долго скрываемая, раскрыта. Король в отчаянии, но Эбн-Хакиа уверен, что в этом спасение Иоланты. Однако Иоланта не может желать того, о чём она не имеет представления. А значит, лечение не поможет. И король объявляет, что дерзкий, преступивший запрет, будет казнён. Его спасение – в выздоровлении королевской дочери. Полная решимости спасти юношу, которого полюбила всей душой, Иоланта уходит с врачом. Король просит прощения у Водемона: рыцарь свободен, Рене только хотел вызвать у дочери желание прозреть. Рыцарь просит руки Иоланты, однако она обручена. Возвратившийся со свитой герцог Бургундский преклоняет колени перед королём, и Водемон узнаёт, что пленившая его незнакомка – невеста друга и господина. Он умоляет Роберта признаться королю в своей сердечной тайне. Король возвращает герцогу его слово. Эбн-Хакиа приводит Иоланту с повязкой на глазах. Повязка снята, и перед потрясённой девушкой впервые открывается незнакомый мир. Её страшно, она ни кого не узнаёт. Отец ласково успокаивает Иоланту, предлагает ей защитника – Водемона, который клянётся Иоланте в верности до могилы. Все опускаются на колени и благодарно славят Творца. 

Музыка 
Последняя опера Чайковского принадлежит к числу его самых светлых, жизнеутверждающих сочинений. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, оперу пронизывает идея всепобеждающей силы любви. В музыке господствует лирическая стихия. Каждый герой охарактеризован арией, которая ярко рисует его облик. В центре произведения Иоланта, определяющая развитие от тьмы к свету. Симфонические принципы совмещаются с рельефностью завершённых музыкальных форм, красота звучания оркестра – с выразительностью мелодического речитатива и кантиленного пения. 
Интродукция (оркестровое вступление) выдержана в сумрачных красках. Ползучие интонации, специфические тембры деревянных духовых инструментов рисуют образ девушки, не знающей света, оказавшейся под властью тьмы.
Ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала» полно неясной тоски, неосознанных стремлений. Ласков и простодушен терцет с хором «Вот тебе ландыши, розы, лилии, вот васильки». Хор, начинающийся как терцет Бригитты, Лауры и Марты («Спи, пусть ангелы крылами напевают сны»), выдержан в характере спокойной колыбельной. Глубокая душевная мука звучит в молитве короля Рене «Господь мой, если грешен я». Ариозо Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» покоряет темпераментом, силой страсти. Ему отвечает Водемон мягким лирическим романсом «Нет, чары ласк красы мятежной». Большая дуэтная сцена Водемона и Иоланты «Вы мне предстали как виденье» полна искреннего волнения, нежности, зарождающегося глубокого чувства. Соло Иоланты «Твоё молчанье непонятно» насыщено печалью и горечью. Дальнейшее развитие сцены органично приводит к гимническому эпизоду «Чудный первенец творенья», воспевающему свет, Творца, мироздание. Октет с хором «Ты ослеплённый мыслью ложной» передаёт разноречивые чувства – удовлетворение врача, поглощённость Иоланты мыслями о Водемоне, сомнения юноши, возмущение приближённых короля. Соло Иоланты «Нет! Назови мученье, страданья, боль» покоряет страстным порывом, самоотверженностью, силой любви. Оно переходит в дуэт с Водемоном, где снова прославляется «Чудный первенец творенья, первый миру дар Творца». Трогательно в своей кроткой нежности обращение Иоланты «Нет, рыцарь, нет! Жизнь так прекрасна». Заключает оперу молитва Иоланты «Прими хвалу рабы смиренной», к которой присоединяются все присутствующие возвышенным и благоговейном хором.

Похожие новости:
 
Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Архив сайта
Голосовать
Оцените работу движка
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Поиск по сайту

«Театральная ночь» под звуки оперетты

В середине сентября практически все театры Башкортостана присоединились к акции под названием «Театральная ночь». Башкирский государственный театр оперы и балета провел показ оперетты Ж.Оффенбаха «Званый вечер с итальянцами». Представление прошло в Малом зале.
19.11.2015 Подробнее

Флейта за 1,169 млн рублей

Специалисты отмечают, что на данный момент ведутся поиски поставщика уникального музыкального инструмента.
16.11.2015 Подробнее

Режиссер «Тангейзера» представил новую постановку

В Екатеринбурге состоялась премьера оперы под названием «Три сестры».
13.11.2015 Подробнее

Новые арии «нищих»

В австрийском Зальцбурге прошла опера под названием «Трехгрошевая опера». В репертуаре Зальцбургской оперы в этом году насчитывается 188 концертных представлений. Среди них есть оперы, среди которых можно видеть «Трехгрошовую оперу».
10.11.2015 Подробнее

«Евгений Онегин» от Башметова

В конце прошлого месяца состоялась премьера новой постановки в театре имени Чайковского. Оркестр под названием Новая Россия открыл сезон, который для коллектива стал юбилейным.
06.11.2015 Подробнее