Наследие Глинки составляет славу и гордость отечественной культуры. Глинка усвоил и обобщил опыт русской музыкальной традиции в её разнообразных жанрах, представленных как народной музыкой, песенной и инструментальной, так и произведениями предшественников. Одной из величайших заслуг является претворение и преобразование народно-песенных элементов в музыку высокого трагедийного плана, приобретающую классические черты.
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 г. в имении Новоспасское Смоленской губернии, в семье помещика. Уже к 12 годам определилось призвание будущего композитора. В 1817 г. его отправляют в Петербург, где определяют в Благородный пансион при Педагогическом институте. Музыкой мальчик занимается у лучших столичных педагогов. С 1822 г. появляются его первые сочинения – фортепианные пьесы, романсы. В 1830 г. Глинка предпринимает поездку в Италию, где изучает оперную музыку и школу бельканто. Позднее в Берлине берёт уроки теории и композиции у выдающегося теоретика З. Дена.
Возвратившись на родину с солидным багажом музыкальных впечатлений и знаний, композитор преступает к созданию историко-патриотической оперы «Жизнь за царя» (1836), а сразу после её завершения начинает работу над второй оперой – «Руслан и Людмила» (1842). В эти же годы появляются романсы, музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский». Результатом второй поездки за границу – в Париж и Испанию – явились оркестровые сочинения «Арагонская охота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», основанные на испанских народных мелодиях. Одно из величайших сочинений композитора – симфонические вариации на тему двух русских песен «Камаринская». В последние годы жизни он работал над оперой по пьесе А. А. Шаховского «Двумужница». Жанр своего нового произведения Глинка определил как бытовую оперу-драму из народной жизни. Скончался композитор 3 (15) февраля 1857 г. в Берлине.
Похожие новости: