Гаэтано Доницетти (итал. Gaetano Donizetti; 29 ноября 1797 — 8 апреля 1848) — выдающийся итальянский композитор.
Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашёл настоящее своё призвание. Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Беллини. Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выказался с наибольшей силой.
После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комич. опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. Для Вены Доницетти написал в то же время «Линду». Его последние оперы — «Мария ди Роган», «Катарина Корнаро» (1844) — не имели успеха. Сильное нервное расстройство было причиной его смерти.
В течение 26-летней композиторской деятельности Доницетти написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, он оставил несколько опер, которые могут служить образцами итальянского искусства в первой половине XIX века: «Лючия ди Ламмермур», «Лукреция», «Фаворитка», «Любовный напиток», «Дон Паскуале». Главные достоинства опер Доницетти — вдохновенные мелодии и драматическое чувство. Фактура в основном слабая, небрежная. Его лучшие оперы не имеют цельности: наряду с прекрасными местами встречаются весьма слабые.
Основные оперы
«Сумасбродство» (Una Follia), 1818
«Бедные странствующие виртуозы» (I piccoli virtuosi ambulanti), 1819
«Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» (Pietro il grande Czar delle Russie о II Falegname di Livonia), 1819
«Гувернёр в затруднении» (L’ajo nell’imbarazzo), 1824
«Театральные удобства и неудобства» (Le convenienze teatrali), 1827
«Анна Болейн» (Anna Bolena), 1830
«Любовный напиток» (L’elisir d’amore), 1832
«Лукреция Борджа» (Lucrezia Borgia), 1833. Либретто на основе одноименной пьесы Виктора Гюго
«Мария Стюарт» (Maria Stuarda), 1834. Либретто на основе одноименной пьесы Шиллера
«Лючия ди Ламмермур» (Lucia di Lammermoor), 1835. Либретто на основе романа Вальтера Скотта «Ламмемурская невеста». Одна из ведущих опер бельканто.
«Велизарий» (Belisario), 1836.
«Колокольчик» (Il campanello или Il campanello di notte), 1836
«Роберт Деверо» (Roberto Devereux), 1837. По трагедии Francois Ancelot «Елизавета Английская».
«Полиевкт» (Poliuto), 1838. По одноименной трагедии Корнеля
«Мария ди Руденц» (Maria de Rudenz), 1838
«Дочь полка» (La fille du regiment), 1840
«Мученики» (Les martyrs), 1840. По «Полиевкту», 1840
«Фаворитка» (La favorite), 1840. По более ранней собственной опере «L’ange de Nisida».
«Мария Падилла» (Maria Padilla), 1841. По трагедии Francois Ancelot
«Линда ди Шамуни» (Linda di Chamounix), 1842
«Дон Паскуале» (Don Pasquale), 1843
«Мария ди Роган» (Maria di Rohan), 1843
«Дон Себастьян Португальский» (Dom Sebastien), 1843. Либретто Эжена Скриба по пьесе П.-А. Фуше
Похожие новости: