Главная Оперы Композиторы Сцены спектаклей Гаэтано Доницетти Фото Статьи

Tournaments handhistory ipoker

tournaments handhistory ipoker

hhmailer.com

Tpa strawberry

tpa strawberry

gosmoke.ru

 

Тоска  Джакомо Пуччини (1858-1924)Опера в 3 актах 
Либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы

Действующие лица 
Флория Тоска, знаменитая певица (сопрано) 
Марио Каварадосси, художник (тенор)
Барон Скарпиа, шеф полиции (баритон)
Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики (бас)
Ризничий (баритон)
Сполетта, полицейский агент (тенор)
Шароне, жандарм (бас)
Пастух (альт)
Кардинал, тюремщик, солдаты, сбиры, горожане.

Действие происходит в Риме в июне 1800 г.

История создания
Мысль о «Тоске» впервые появилась у композитора в 1889 г. Тогда он просил у издателя Рикорди, занимавшегося его делами, поговорить с французским драматургом В. Сарду (1831-1908) о разрешении использовать его драму в качестве основы либретто. Но Рикорди не отозвался на просьбу Пуччини: по-видимому, он считал, что знаменитый писатель не пожелает иметь дело с начинающим автором. В 1895 году Пуччини, наконец, увидел пьесу на сцене. Это было во время гастролей во Флоренции знаменитой французской трагической актрисы Сары Бернар, для которой тоска и была написана. Желание создать оперу на этот сюжет охватило композитора с новой силой. Его увлечённость не была случайной. Каждому итальянскому художнику во время борьбы за освобождение его родины от иностранных угнетателей было особенно дорого. Дед Пуччини Доменико, республиканец, живший в годы наполеоновских войн, трагически погиб в период реакционного переворота в 1815 г., и композитор вполне мог представить его на месте героев «Тоски». 
Пуччини неизменно вдохновляла возможность соперничества, соревнования. В «Манон Леско» он шёл по стопам Массне, при создании «Богемы» столкнулся с Леонкавалло, над оперой «Тоска», либретто которой писал Л. Иллика (1859-1919), уже начал работать А. Франкетти. По настоянию композитора Рикорди расторг договор с Франкетти и заключил его с Пуччини, передав ему права на либретто Иллики. К 1896 году к сотрудничеству был привлечён Дж. Джакоза (1847-1906). К тому времени первоначальные намётки либретто вызвали горячее одобрение Верди, которого особенно взволновал текст предсмертной арии Каварадосси. Весной 1899г. Пуччини в Париже встретился с Сарду и получил согласие на использование драмы. Годом позднее состоялась ещё одна встреча композитора с драматургом, на которой были согласованы все изменения внесенные в пьесу.
В основе «Тоски» - события, развернувшиеся в Риме вскоре после победы Наполеона в битве при Маренго – победы совершенно неожиданной, одержанной тогда, когда в Италии уже праздновали его поражение. Сарду вывел на сцену подлинных исторических лиц, использовал множество подробностей, предельно конкретизировал обстановку действия, которое происходит на протяжении суток – с утра 17 до рассвета 18 июня 1800г. Такая трактовка давала благодарный материал для традиционной исторической оперы, которую и собирался писать Франкетти. Но Пуччини стремился к другому. По его настойчивым требованиям все второстепенные детали были убраны, сюжет предельно упрощён. Из 5 действий остались только 3, в которых сосредоточены завязка, кульминация и развязка трагедии. События развиваются подобно отпущенной пружине. Основных действующих лиц, по существу, три. Изменён характер героини. У Сарду это типичная шикарная дива, к тому же считающая грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу. У Пуччини Флория – большая артистка, верная дочь своей страдающей родины.
Премьера «Тоски» состоялась 14 января 1900г. в Риме и прошла довольно успешно, хотя реакция публики не была однозначной. Критика тоже высказала разноречивые суждения. Лишь после нескольких спектаклей успех начал нарастать.

Сюжет
Церковь Сант-Андреа в Риме. Сюда из последних сил добрался бежавший из заключения бывший консул Римской республики, а ныне политический преступник Анджелотти. Он прячется в капелле своей сестры, маркизы Аттаванти. Художник Каварадосси на установленных в глубине церкви лесах работает над изображением Марии Магдалины. Ризничий возмущён тем, что она становится похожей на маркизу Аттаванти. Каварадосси отрицает сходство: в мыслях его лишь одна возлюбленная – Тоска, ни чьи другие черты не могут появиться под его кистью. После ухода Ризничего из капеллы осторожно показывается Анджелотти. Он знаком с художником и доверяет ему, а потому обращается с просьбой о помощи. Услышав голос Тоски, он прячется снова, прихватив корзину с едой, которую предлагает ему Каварадосси. Певице тоже кажется, что Магдалина похожа на красавицу маркизу. Это вызывает порыв ревности, но художнику удаётся успокоить любимую. Флория уходит, а Каварадосси предлагает беглецу спрятаться в его доме. Слышен пушечный выстрел, извещающий о том, что побег раскрыт. Мужчины спешат уйти. Церковь заполняется народом. Пришло известие о победе над Наполеоном, в честь её начинается торжественная служба. Среди молящихся появляется шеф полиции Рима Скарпиа и полицейский агент Сполетта. Их интересует капелла Аттаванти, где они, рассчитывая найти следы беглеца, обнаруживают веер, забытый маркизой, и пустую корзину из под еды. Увидев возвратившуюся в церковь Тоску, которая надеялась снова встретиться с любимым, Скарпиа решает использовать её в дьявольской игре. Обратив внимание певицы на сходство Магдалины с маркизой, на то, что Каварадосси, который должен работать на лесах, почему-то отсутствует, а здесь забыт веер, он искусно разжигает ревность Тоски. Когда же она бросается вон из церкви, Скарпиа посылает за ней полицейского агента в расчёте на то, что разъярённая женщина приведёт их к тайному убежищу художника. 
Палаццо Фарнезе. В своём кабинете Скарпиа ждёт результатов интриги. Его ожидания оправдались лишь на половину: Тоска действительно привела агента к Каварадосси, и тот схвачен, но Анджелотти найти не удалось. Скарпиа надеется пытками вырвать у художника правду, а Тоску приказывает привести к нему в кабинет. Певица находиться в парадных залах двора, участвуя в празднествах в честь победы над Наполеоном (хотя битва ещё не закончилась). Скарпиа сам начинает допрашивать Каварадосси, но его усилия тщетны. Появившейся Тоске художник успевает шепнуть, что тайна должна быть сохранена во что бы то не стало. Его уводят на пытку. Стоны и крики любимого лишают Флорию самообладания, и она открывает секрет тайника в саду. По приказу Скарпиа вносят измученного Каварадосси, и тот слышит распоряжение шефа полиции, из которого становится ясно, что тайна раскрыта. Художник проклинает Тоску. Прибегает Сполетта со страшной новостью: известие о победе оказалось ложным. Наполеон победил при Маренго и теперь приближается к Риму! Потрясшее Скарпиа известие придаёт силы узнику, торжествующе восклицает он: «Победа!» Скарпиа велит увести его и назначает на утро казнь. В ответ на мольбы Тоски он предлагает спасти жизнь Каварадосси, если певица согласится принадлежать ему. Ведь Скарпиа давно мечтает о её любви. Флория соглашается – у неё нет другого выхода. Шеф полиции обещает, что расстрел художника будет произведён холостыми патронами, а после мнимой экзекуции он сможет покинуть Рим. Однако, давая распоряжение Сполетте, Скарпиа говорит, что узник должен быть «расстрелян как Пальмиере». Тоска не догадывается, что Пальмиере был действительно расстрелян. После ухода Сполетты Скарпиа пишет пропуск для Каварадосси, а Тоска, оглядывая в отчаянии комнату, замечает на столе нож. Она хватает его, и когда Скарпиа подходит к ней, раскрыв объятия, вонзает нож ему в грудь. В ужасе глядя на труп, певица осторожно освобождает из мёртвой руки заветный пропуск, затем ставит свечи в высоких канделябрах по обе стороны тела из выскальзывает из дворца.
Верхняя площадка замка Сант-Анджело. Здесь ждёт расстрела Каварадосси. Вбегает Тоска и возбуждённо рассказывает, что казнь будет мнимой. Марио лишь должен получше притвориться, чтобы солдаты ни чего не заподозрили, а потом они смогут уехать. Входят солдаты. Залп – и художник падает. Тщетно взывает к нему Флория: Расстрел оказался настоящим. Врываются Сполетта и жандармы, открывшие, что Скарпиа убит. Тоска бросается вниз с высокой крепостной стены.

Музыка
«Тоска» - музыкальная драма, основанная на конфликте между силами мрака, угнетения, с одной стороны, и света, свободы, с другой. В центре её три образа: жестокий, бесчеловечный Скарпиа, мягкий, лиричный, с чертами жертвенности Каварадосси. И самый индивидуализированный, яркий и развивающийся – Тоска. Опера пронизана выразительными мелодиями, которые звучат и завершённых ариозных эпизодах, и в речитативных сценах, проникают в оркестровую ткань. 
Несколько тактов вступления предваряют сцену появления Анджелотти, основанную на его неустойчивых, тревожных, как бы задыхающихся темах. Ария Каварадосси «Таинственная гармония» с широкой мелодией гимнического плана оттеняется монотонным бормотанием Ризничего. Ариозо Тоски «Наш домик маленький» изящно, с оттенком кокетства. Большая дуэтная сцена влюблённых проникнута искренним горячим чувством. Новые краски привносит яркий жанровый эпизод Ризничего с мальчиками-певчими, которые радуются празднику и двойной оплате их пения. Большая сцена Скарпиа и Тоски, драматургически противопоставленная сцены влюблённых из первой половины первого акта, разнообразна по настроениям. Заключительный монолог Скарпиа «Иди, Тоска» звучит зловеще на фоне органа и католической молитвы.
II акт открывается моносценой Скарпиа, раскрывающей его бездушие и жестокость. Зловещим контрапунктом остродраматическому развитию действия звучат доносящиеся издалека стилизованный гавот и торжественная старинная кантата, в которой солирует Тоска. Кульминация акта – героический гимн Каварадосси «Победа, победа». Обращение Скарпиа к Тоске «Пусть вы давно», начинаясь краткими музыкальными фразами, приводит к протяжённой мелодии, словно шеф полиции не только певицу, но и сам себя убеждает в искреннем чувстве. Глубокой печалью проникнута ария Тоски «Сцене и любви посвящала жизнь». Оркестровое заключение пронизано траурными ритмами.
III акт начинается инструментальным вступлением, рисующим предутренний пейзаж. Издалека слышна нехитрая песенка пастуха, затем колокольный перезвон. Острым трагическим контрастом этим мирным звучаниям является предсмертная ария Каварадосси «Горели звёзды», полная мужественной скорби. Диалог Марио и Тоски – драматургическая реминисценция их первой любовной сцены. В финале, построенном на остинатном проведении ритма траурного шествия, с огромным внутренним напряжением у всего оркестра звучит тема прощания Каварадосси с жизнью.

Похожие новости:
 
Календарь
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив сайта
Голосовать
Оцените работу движка
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Поиск по сайту

«Театральная ночь» под звуки оперетты

В середине сентября практически все театры Башкортостана присоединились к акции под названием «Театральная ночь». Башкирский государственный театр оперы и балета провел показ оперетты Ж.Оффенбаха «Званый вечер с итальянцами». Представление прошло в Малом зале.
19.11.2015 Подробнее

Флейта за 1,169 млн рублей

Специалисты отмечают, что на данный момент ведутся поиски поставщика уникального музыкального инструмента.
16.11.2015 Подробнее

Режиссер «Тангейзера» представил новую постановку

В Екатеринбурге состоялась премьера оперы под названием «Три сестры».
13.11.2015 Подробнее

Новые арии «нищих»

В австрийском Зальцбурге прошла опера под названием «Трехгрошевая опера». В репертуаре Зальцбургской оперы в этом году насчитывается 188 концертных представлений. Среди них есть оперы, среди которых можно видеть «Трехгрошовую оперу».
10.11.2015 Подробнее

«Евгений Онегин» от Башметова

В конце прошлого месяца состоялась премьера новой постановки в театре имени Чайковского. Оркестр под названием Новая Россия открыл сезон, который для коллектива стал юбилейным.
06.11.2015 Подробнее