Театр безграничных возможностей
Екатеринбургский театр оперы и балета подготовил к 200-летию итальянского композитора Джузеппе Верди постановку сложнейшей оперы «Отелло». Несмотря на то что юбилейная дата отмечается в следующем театральном сезоне, зрители были рады такому развитию событий, ведь, по мнению историков и музыковедов, эта опера признается у маэстро лучшей из всех.
На российской сцене данное произведение – редкий гость. Причиной тому служит сложность музыкального материала, ведущих партий, особенно теноровой. Основная проблема заключается в том, что отыскать подходящего артиста на роль Отелло очень сложно. Причем это проблема не только российской сцены. Статистика говорит сама за себя – во всем мире постановки этой шедевральной оперы случаются реже, нежели других популярных партитур – «Аида» и «Травиата».
Единственная действующая постановка оперы в России была сделана в 2010 году режиссером В. Милковым в Нижнем Новгороде. В столичных же театрах опера не звучала уже давно. Известны работы Бориса Покровского с Зурабом Соткилавой и Владимиром Атлантовым в Большом театре в 1978 году, а также Алексея Бородина с Вячеславом Осиповым в Театре Станиславского в 1996 году.
Екатеринбургскому оперному театру около ста лет, но за это время к «Отелло» Верди здесь обращались уже семь раз. Это впечатляющий показатель. Замечательно, что театр и в этом сезоне не побоялся сложной партитуры оперы, подарив зрителям великолепную возможность вновь увидеть этот спектакль.
По своему колориту опера в Екатеринбурге довольно темная, что многие признают хорошим решением. Атмосфера только убеждает зрителя в происходящем, помогает полностью погрузиться в действо, разыгрывающееся на сцене. Свет освещает сцену только в самом конце, в момент торжественного прибытия венецианских купцов. Однако зловещие красные тона усиливают ощущение неизбежности и трагичности произошедшего. Они словно продолжение вселенской, всепоглощающей шекспировской драмы. В руках у массовки видны белые светящиеся элементы, обозначающие звезды неба. Под этим небом по сюжету расцветает нежная любовь патрицианки и мавра. Но звезды только еще сильнее подчеркивают сгущающуюся темноту будущей трагедии.
Неоспоримый успех «Отелло» в Екатеринбургском театре оперы и балета очевиден. Эта отличная демонстрация возможностей труппы одного их ведущих оперных театров страны. Несомненно, этому театру под силу многое, в том числе и те произведения, которые принято считать «неподъемными».